01.03.2024
Роботы-грузовики… В чем их основные преимущества? В каких странах мира такая техника уже успешно применяется? Каково будущее роботизированной доставки грузов?

В последние годы в отрасли грузоперевозок наблюдается огромный всплеск автоматизации и роботизации. От грузовиков без водителя до автоматизированных докеров — отрасль стремительно движется к эре повышенной эффективности. Эта тенденция дает множество потенциальных преимуществ современным логистическим и транспортным процессам, но больше всего выделяется разработка грузовиков-роботов. Хотя в этой области уже достигнуты определенные успехи, почему все грузовики-роботы еще не стали реальностью?

Преимущества использования роботизированных грузовиков в логистике и транспорте

Роботы-грузовики обладают целым рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами транспортировки, используемыми сегодня в логистических операциях:

  • Повышение эффективности — Благодаря тому, что роботизированные автомобили выполняют все (или большинство) транспортных задач, компании могут сэкономить время на дорогостоящих процессах, связанных с ручным трудом, таких как погрузка/разгрузка товаров на транспортные средства и т. д., что приводит к сокращению времени простоя между рейсами и увеличению скорости доставки благодаря меньшему количеству перерывов в маршрутах.
  • Повышение безопасности — Жизнь водителей на дороге может быть защищена благодаря установке систем, управляемых искусственным интеллектом, которые отслеживают их поведение во время движения, чтобы они знали, когда совершают ошибки или отвлекаются.
  • Повышение точности — Благодаря роботам, заменяющим ручной труд, такой как контроль запасов и т. д., предприятия могут обеспечить точность при выполнении каждой задачи, выполняемой их автопарком.
  • Экономия средств — устранение или сокращение затрат на рабочую силу, связанных с погрузкой/разгрузкой грузов и т. д., позволяет роботам значительно снизить операционные расходы по сравнению с традиционными методами, используемыми сегодня, что приводит к экономии средств для предприятий в целом.

Технологические и правовые преграды на пути развития роботизированных грузоперевозок

Несмотря на все потенциальные преимущества, упомянутые выше, все еще остается несколько барьеров, которые необходимо устранить, прежде чем компании начнут делать крупные инвестиции в роботизированные грузовые парки.

  • Технологические барьеры — технология автономных транспортных средств все еще относительно новая, что означает, что она остается относительно непроверенной, особенно в масштабе — такие вопросы, как надежность программного обеспечения (например, ошибки), устойчивость к условиям окружающей среды (например, экстремальные погодные условия) или даже протоколы защиты кибербезопасности необходимо решить, прежде чем технология автономного вождения станет достаточно надежной для широкого внедрения.
  • Правовые барьеры. Правительствам по всему миру необходимо разработать законодательство по использованию автономных транспортных средств, чтобы они несли ответственность, если что-то пойдет не так во время использования — без такой политики, твердо закрепленной на бумаге, мы можем не увидеть никаких серьезных изменений, пока правительствам не станет удобнее брать под контроль риски, связанные с роботизированным транспортом.
  • Экономические барьеры. Компании также должны рассмотреть, будет ли внедрение экономически целесообразным с учетом текущих экономических условий (например, цен на топливо).
  • Культурные барьеры. И последнее, но не менее важное: культурные барьеры также должны приниматься во внимание при обсуждении роботизации. Некоторые страны могут оказаться более трудными для адаптации, чем другие, учитывая сильные культурные связи с человеческим трудом, а не с роботами, что приведет к тому, что они будут тянуть время, когда речь пойдет об инновационных технологиях, таких как беспилотные автомобили.

Примеры успешного применения роботизированных грузовиков в разных странах мира

В некоторых странах мира роботизированные грузовики уже заявили о себе. 

  • В Европе компания Daimler тестирует самодвижущиеся грузовики с 2015 года, и недавно, в 2018 году, они успешно проехали 100 км по дорогам общего пользования Германии.
  • Аналогичным образом, в Китае роботизированные грузовые автопарки тестируются несколькими компаниями, такими как Sany Heavy Industry Co Ltd и Baidu Inc. Фактически Китай стал лидером в этой области благодаря плану «Сделано в Китае 2025», направленному на то, чтобы сделать автоматизацию приоритетом для своего производственного сектора.
  • В США также достигнут значительный прогресс в области технологий автономных транспортных средств и роботизированных грузоперевозок — такие компании, как Otto (приобретенная Uber), уже провели успешные испытания своей модели «грузоперевозки как услуга» (FaaS).

Перспективы развития роботизированной доставки грузов

Несмотря на эти успехи, нам предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем роботизированные службы доставки станут мейнстримом — существует множество технологических препятствий, которые необходимо преодолеть, прежде чем это произойдет:

  • от датчиков, которые более точно обнаруживают препятствия в ночное время;
  • программного обеспечения, которое может обрабатывать сложные сценарии во время вождения;
  • удаленного управления автопарком и так далее.

Кроме того, роботы могут затрагивать и другие сферы жизни. Например, есть роботы в помощь арматурщикам.

Возможно, роботизированные грузовики еще не скоро станут привычным явлением на наших дорогах, но уже сейчас достигнуты значительные успехи — многие страны мира могут похвастаться успешными испытаниями автомобилей без водителя, а компании продолжают вкладывать значительные средства в разработку более совершенных технологий для роботизированных систем доставки.